Когда мне рассказали, о том,
что есть такая фирма, сотрудники которой готовятся к встрече с клиентом
две недели, я подумал, что речь идет или дурдоме, или о спецслужбе.
Но, ничего подобного, это оказался офис коммерческой
фирмы, исправно работающей и вовремя выплачивающей сотрудникам зарплату.
Учредителем и идеологическим лидером этой фирмы был Юрий Мороз.
Фирма располагала стандартным офисом: телефоны, секретари, компьютеры,
факсы, люди, чайные чашки и ворох бумаг. Но имелось в фирме одно
качество, по которому ее можно было отличить от сотен других фирм.
Во-первых, в офисе была комната подготовки к переговорам, напичканная
теле- и аудиоаппаратурой, и отрезанная темными окнами и плотной
дверью от мира. Во-вторых, руководитель фирмы ставил умение влиять
на людей выше всех умений, осуществляемых фирмой. Юрист фирмы и
главбух с обидой в душе проглатывали эту весьма нетрадиционную ориентацию
руководства.
К переговорам в этой фирме не готовились,
переговоры в этой фирме ставили, как ставят свои гениальные постановки
бессмертные режиссеры. Сначала о клиенте кропотливо собирали информацию,
затем вырабатывали систему убедительной аргументации и только потом
приступали к пробам. Да, именно к пробам. Мне все это казалось странным
и нарочитым, но, тем не менее, внушало уважение. Была в этом процессе
какая-то сакральность что ли, хотя весь процесс от начала и до конца
был рациональным. Другими словами, коммерческая фирма играла в театр,
тогда как основное направление фирмы лежало далеко от театральной
богемы. Фирма работала на рынке зачетов и векселей.
Умение переговорщиков оттачивалось
рутиной. Десять раз повторить один аргумент, и десять раз увидеть
себя на видео, повторяющем этот аргумент, и десять раз услышать
оценку вызванных этим аргументом переживаний это, знаете,
не мед. А именно это и происходило. Нудность огранивала убедительность.
Сначала оттачивалась лексика, потом эмоции, потом сила. Аргументы,
как на наковальне, постепенно приобретали увесистую и убедительную
форму.
Ладно, если бы не было никаких результатов.
Можно было рассматривать этот процесс как российскую экзотику, но
когда переговорщики, подготовленные таким образом, идут на встречу
и возвращаются с ценными бумагами на сумму в несколько миллиардов
рублей, и в договоре нет никаких обязательств с нашей стороны
это начинает попахивать магией. Магией продаж. Юра умел составлять
договоры. Это, как правило, был один листочек, в котором напрочь
отсутствовали наши обязательства. Права были. Обязательства заказчика
были. Наших обязательств не было. Периодически возникали ситуации,
когда кто-то из учредителей или юристов наших партнеров, увидев
эти договора, требовал ответа как вы могли это подписать?
Впоследствии, когда я начал работать
в фирме Ю. Мороза, я стал свидетелем заключения двух договоров,
стоимость каждого из которых составляла шесть миллиардов рублей
(по курсу 1997 года это 1 млн. долларов). Разумеется,
что подготовка к переговорам не ограничивалась одной неделей. На
одном из договоров стояла моя подпись, а "написал пьесу и поставил
ее" Юрий Мороз.
Так я проникся уважением к подготовке
к переговорам, так я поверил в то, что самым главным умением в фирме
является умение добиваться цели в переговорах. Не знаю, поверил
бы я в это, если бы не те два договора, заключенные с применением
технологии Мороза, но сейчас я верю в это свято.
Мы долго общались с Юрием на тему
влияния на личность, на темы контроля и управления личностью, и
склонялись к тому, что технологию нужно совершенствовать. Однако
был фактор, который нас смущал. Занозой ныл вопрос: а не завышено
ли значение технологии, не является ли основой успеха внутренняя
сила человека, его энергетика? Может быть, технология тут и не при
чем? Может быть, мы ошибаемся, подменяя одно другим?
Что же, споры разрешаются экспериментами,
истины подтверждаются практикой. И мы отважились на несвойственный
для коммерческой фирмы вид деятельности на эксперимент.
К тому времени в рамках основной деятельности
фирмы нам, как воздух, требовалось установить максимальное число
контактов с представителями экономического и политического истеблишмента
города. Крупные бизнесмены, банкиры, руководители СМИ, директора
заводов неохотно шли на контакт, ссылаясь на занятость. А так не
хотелось тратить на них силы и время, уговаривая встретиться. Юрий
Мороз предложил радикальное решение: пусть с первыми лицами крупнейших
предприятий ведут переговоры рядовые сотрудники, и посмотрим, что
из этого выйдет. Я тогда сомневался, но Юра принял решение
и дело пошло.
На должность переговорщика с влиятельными
мира сего была избрана "жертва" в виде милой и веселой выпускницы
университета. Это была девушка 22 лет. Ее-то и заставили влиять
на умудренных житейским опытом руководителей. Она оказалась смышленой.
Все спрашивала: а как на них влиять? Кстати, сейчас в Саратове она
руководит представительством одной крупной коммерческой структуры.
С этого момента началась наша совместная
работа над усовершенствованием технологии ведения переговоров. Вечерами
я слушал записи переговоров, днем мы с Юрием анализировали их, и
наша юная переговорщица получала рекомендации как реагировать,
как отвечать и как действовать в переговорах с клиентом.
Только сейчас я понимаю, что тогда
для нее были поставлены невыполнимые условия. Нужно было по телефону
убедить человека приехать К НАМ в офис в назначенное время. Это
трудно во-первых, по телефону, во-вторых, чтобы не мы,
а он приехал, и, наконец, чтобы в назначенное время.
Сначала все было, как положено. Никто
не приезжал. Иногда в трубку откровенно и нагло хохотали. Да, подставил
тогда Юра дивчину. Но так только казалось. Потому что недели через
две первые "ласточки" стали залетать в офис. Еще через пару заработал
переговорный конвейер. Юля (так звали девушку) проводила переговоры,
назначала время, и люди шли. Амбициозные, важные, надменные, не
понимая с какой технологией, с какой "машиной", имеют дело, шли
и шли к нам в офис.
Что было дальше? А это уже совсем
другая история… Но работу над ТЕХНОЛОГИЕЙ ПЕРЕГОВОРОВ я продолжаю
до сих пор.
Евгений БУРЯКОВ
|