Создать базу данных и продавать ее – путь в малый
бизнес
Вадим Калечиц
Инженер, врач, ученый, учитель - каждый из них может создать базу
данных по своей области знания, самостоятельно издать ее и затем
продавать. Для того чтобы заниматься таким видом малого бизнеса,
кроме знаний необходимы домашний компьютер и пишущий CD-ROM. Автор
материала пошел именно этим путем - и у него получилось...
Зайдя в любой книжный магазин, вы попадаете в окружение сверкающих
пестрых обложек, строгих шеренг собраний сочинений, солидных энциклопедий
и справочников. И бывалый читатель лишь усмехнется, вспомнив книжный
дефицит советского времени, талоны за сданную макулатуру, ксерокопии
бестселлеров и машинописный «самиздат».
На первый взгляд кажется, что книжный голод исчез навсегда, а рыночный
механизм наполнил полки магазинов. Но в этом процессе оказалось
одно исключение - научно-техническая книга (правда, книги о компьютерах
издаются оперативно, и их ассортимент способен удовлетворить и «чайника»,
и профессионала).
Между тем необходимость в технической литературе вовсе не исчезла,
и с годами потребность в ней все возрастает - изданные ранее книги
устаревают, появляются новые технологии, совершенствуется аппаратура
и т.д. Есть и квалифицированные специалисты, готовые аполнить образовавшийся
вакуум новыми книгами, но часто потенциальных авторов отпугивает
невозможность заключить договор с издательством и, следовательно,
с одной стороны, получить гарантии вознаграждения, а с другой, переложить
на чужие плечи хлопоты по изданию книги.
Впрочем, выход есть. «Домашний компьютер» еще в 1998 году (№ 2)
опубликовал статью Геннадия Фомина «Книга и домашний компьютер:
от замысла до издания», в которой автор делится своим опытом по
верстке и подготовке оригинал-макета именно научно-технической книги.
Пройдя этот путь уже несколько раз, могу засвидетельствовать, что
создание книги своими руками - не менее увлекательное занятие, чем
ее написание. Но только ли в виде книги может излить душу современный
исследователь или преподаватель? А как же прогрессивные безбумажные
технологии, огромная емкость носителей информации и компьютеризация?
Неужели они пока несовместимы с отечественным предприятием или фирмой?
К счастью, это не так, и прежде всего потому, что есть и еще одна
возможность тиражирования научно-технической информации с помощью
компьютеров (уверен, что не одна, и очень хотелось бы узнать мнение
читателей о других возмоностях безбумажного распространения технических
знаний в современной России - см.конец статьи).
Научно-техническая информация и компакт-диски
Читатели, которые занимались модернизацией своих компьютеров, наверняка
заметили, что с некоторых пор вся (или почти вся) документация на
комплектующие и периферию распространяется на компакт-дисках. Часто
многие западные
«некомпьютерные» фирмы предлагают каталоги своей продукции в виде
CD-ROM. Действительно, это очень удобно, и, уверяю вас, если такие
лазерные диски попадают на российские предприятия или в институты,
они очень тщательно
изучаются - и для возможных заказов (увы, таких случаев меньшинство),
и для знакомства с уровнем и характеристиками зарубежных изделий.
Но ведь от всех фирм, продукция которых интересует какую-нибудь
компанию или предприятие, компакт-дисков не получишь - как, впрочем,
не соберешь и всех проспектов на специализированных выставках.
От этих соображений до практической идеи всего один шаг - предприятиям
нужны базы данных, которые содержали бы информацию о ведущих мировых
и отечественных фирмах в той или иной области, об их продукции.
Чтобы не скатываться к общим рассуждениям, расскажу о своем опыте
создания лазерного диска с базой данных «Чистые помещения 2000.
Российские и зарубежные производители оборудования».
К идее создания базы данных «Чистые помещения 2000» я пришел все-таки
не со стороны «фирменных» проспектов на CD, а подытоживая многочисленные
беседы с представителями предприятий, которые используют чистые
помещения (а это фармацевтика, медицина, аэрокосмическая промышленность
и микроэлектроника и др.): книг на русском языке почти
нет, специализированные выставки в России не проводятся, продукцию
западных фирм, не имеющих в России своих представительств (а таких
пока большинство), можно увидеть только случайно на выставках «общего»
плана («Медицина», «Кондиционирование воздуха» и т.д.), а информация
нужна, технология чистых помещений слишком сложна, и цена ошибок
слишком велика.
А как же Интернет? - обязательно воскликнет читатель. Совершенно
верно - вся эта информация есть в Интернете. Нет ни одной сколько-нибудь
значительной западной (и юго-восточной) фирмы, которая не имела
бы свою страницу во Всемирной паутине, причем эти страницы практически
всегда содержат иллюстрированный каталог продукции,
технические характеристики, рекомендации по применению, инструкции,
описания, демо-версии программного обеспечения и массу другой любопытной
информации. Вот здесь в действие вступает уже чисто российский фактор
- для большинства наших предприятий Интернет пока еще экзотика.
Но именно поэтому их заинтересованность в подобной
информации несомненна.
Самое интересное, что и те фирмы, которые имеют доступ во Всемирную
сеть, идею подобной базы данных приветствовали. Ведь такой диск,
включающий в себя систематизированный каталог гиперссылок, является
и своего рода сборником «Желтые страницы Интернета по чистым помещениям».
Понятно, что возможность сэкономить (прежде всего время, но и деньги
тоже) на поиске информации в Сети - дело привлекательное.
Так родилась моя база данных «Чистые помещения 2000. Российские
и зарубежные производители оборудования», в которой собрана информация
о работающих на рынке чистых помещений российских и зарубежных фирмах
- полное название, адрес, телефон, телефакс, e-mail, гиперссылка
на страницу в Интернете, а также ее копия (реплика) с кратким иллюстрированным
перечнем продукции и аннотациями. Мне кажется, именно наличие копий
страничек на лазерном диске и является его изюминкой. Теперь тем,
у кого пока нет доступа в Интернет, предоставляется уникальная возможность
ознакомиться (пусть в копиях) с сайтами ведущих фирм - производителей
оборудования для чистых помещений. Ну а ветеранам Сети уже не надо
самостоятельно проводить широкий поиск информации, занимающий, как
известно, большую часть времени пребывания в Интернете.
Вежливость и некоторые технические проблемы
Для тех, кто интересуется практической стороной создания такой (или
подобной) базы данных, я коротко коснусь и технических аспектов.
Сама база данных написана на языке HTML и просматривать ее можно
с помощью вашего любимого браузера. Для тех, у кого нет доступа
в Интернет и среди ПО компьютера может не оказаться таких программ,
я поместил на CD копии дистрибутивов русских версий MS Internet
Explorer и Netscape Navigator - эти программы распространяются бесплатно,
и их копирование не нарушает чьих-либо авторских прав.
Стоит подумать и о том, чтобы диск, на котором вы разместили свою
информацию, запускался сам после того, как его поместили в дисковод.
Для этого надо написать исполняющий файл autorun. Можно сделать
это самостоятельно, а можно использовать и специальные программы
для создания таких файлов, например, Autoplay Menu Studio (http://www.indigorose.com/autoplay).
База данных - это не мультимедийный диск, поэтому никаких особенных
украшений не требует. А вот что обязательно должно быть на таком
диске, так это несколько вводных страниц с пояснениями, как пользоваться
базой, как вести поиск (по названиям фирм, по разделам или по ключевым
словам), как инсталлировать браузер, если он не установлен на компьютере
пользователя, и пр. Для создания подобных страничек вполне хватает
таких простых средств, как Word 97 (Word 2000) или Frontpage Express
(если у вас Windows 98). Далее все остальные странички базы однотипны
- название фирмы, ее логотип, «анкетные данные», о которых я уже
упоминал выше, и краткая аннотация. В ней я старался не только перечислить
основные направления деятельности рассматриваемой компании, но и
дать гиперссылки на различные
разделы копии ее Web-странички.
Кстати, вернувшись еще раз к размещению в базе данных копий сайтов,
замечу, что вся текстовая информация, все изображения и само программное
обеспечение любого сайта являются объектами авторского права и часто
защищены копирайтом даже на самой страничке. Однако фирмы, как правило,
не возражают, если все это используется в
информационных целях (для этого, в конце концов, сайт и создается!).
Но тем не менее корректность в отношении авторских прав абсолютно
необходима. Поэтому надо отправить каждой фирме по e-mail уведомление,
что вы планируете поместить в вашу базу информацию с ее сайта. Я
так и делал, во избежание недоразумений с авторскими правами, -
и пока ни одного возражения не было.
Кроме того, на отдельной страничке базы я не забыл отметить и то,
что все торговые марки являются собственностью их владельцев, а
информация с сайтов не может использоваться без разрешения фирм,
которым эти сайты принадлежат (А о том, что база данных содержит
такое указание, я с удовольствием информировал фирмы в своих посланиях
по e-mail с
просьбой включить в базу данных копию их сайта.). Мне кажется, это
является не просто хорошим тоном, но и должно быть нормой поведения
в нашем общем информационном пространстве. Пора привыкать работать,
уважая чужие авторские права.
Проще решить проблемы, связанные с записью и тиражированием уже
готового диска с базой данных, - ведь это специальное, а значит,
малотиражное издание, и вы вполне можете самостоятельно изготовить
весь тираж на записывающем дисководе CD-R. Именно покупка пишущего
дисковода явилась для меня самым большим финансовым вложением в
идею выпуска лазерного диска с базой данных. Я купил себе скромный,
но, по отзывам (которые теперь могу подтвердить сам), очень надежный
CD-R Mitsumi со скоростью записи 4х.
Для себя я заранее наметил, что записывать диски буду не сразу,
а по мере необходимости. Это удобно еще и потому, что позволяет
оперативно вносить изменения и исправлять мелкие ошибки, которые
неминуемо проскочат в базу данных. На практике самую большую партию
дисков «Чистые помещения 2000» (20 штук), которая понадобилась мне
единовременно (для распространения на конференции), я без труда
записал за выходные, не испортив ни одной чистой болванки. Впрочем,
если вас вдруг завалят заказами, можно изготовить тираж лазерного
диска и в специализированных фирмах, адреса которых легко найти
в Интернете.
Раз уж вы беретесь выпустить в свет CD-ROM, надо продумать и оформление
вашего детища. Не обладая талантами художника, я решил эту проблему
старым, но надежным приемом - компиляцией. В этом мне помогла программа
Adobe PhotoShop. Выбрав из имевшихся у меня фотографий, относящихся
к технике чистых помещений, самые характерные (и, по возможности,
разнообразные), я импортировал их в программу, откадрировал (срезал
лишнее) и сгруппировал в единый «сборный» рисунок. Этот рисунок
сослужил мне службу по крайней мере трижды: в качестве вводной страницы
к базе данных, как основа оформления обложки коробочки для диска
и наклейки на сам диск.
Если у вас есть современный цветной струйный принтер, то проблемы
распечатки рисунка на диске и обложки для пластиковой коробочки
у вас тоже не возникнет - в компьютерных магазинах вам охотно предложат
не только наборы заготовок для любых форматов наклеек, но и устройства
для их точного позиционирования на CD. Я использовал набор
наклеек для компакт-дисков фирмы Zweckform (http://www.zweckform.com),
свой домашний принтер Epson Color Stylus 600 и остался очень доволен
результатом.
Перед тем как перейти к практическим шагам по распространению уже
готового диска с базой данных, надо тщательно продумать цену, которую
вы на него назначите. Здесь необходимо учесть свои расходы, ожидаемый
тираж, аудиторию (т.е. кто будет покупать ваше детище - индивидуальный
потребитель или предприятие). Практические советы в таких тонких
материях давать трудно. Сам я после скрупулезных расчетов решил
установить цену в 60 у.е. (существенно снижая ее в зависимости от
количества покупаемых дисков), ориентируясь в основном на предприятия,
а для физических лиц предусмотрел систему скидок.
Из практических рекомендаций по маркетингу научно-технической информации
(неважно, в форме книги или в форме CD) напомним лишь самое основное
- для рассылаемой по почте (как традиционной, так и электронной)
рекламы своего CD используйте прием direct mail, т.е. адресуйте
письма только тем, кто может принимать решения о финансовых затратах
на
покупку - руководителям фирм, главным инженерам, технологам. Разумеется,
для поиска потенциальных покупателей постарайтесь использовать доступные
вам ресурсы Интернета - поисковые машины, доски объявлений, профессиональные
конференции.
Ну и, наконец, о проблемах, связанных непосредственно с информационным
наполнением базы. Во-первых, для копирования сайтов зарубежных фирм
надо выбирать действительно ведущие компании (даже лазерный диск
не резиновый!), а во-вторых, данные о российских производителях
в Интернете пока еще редки, и информацию о них надо добывать и из
других источников - но ведь если вы возьметесь за подобную работу,
значит, вы действительно специалист в своей области и с этими проблемами
справитесь без труда.
Кстати, информация на сайтах, копии которых вы поместили на свой
лазерный диск, неминуемо будет меняться, так что будьте готовы к
тому, что вслед за базой данных 2000 надо будет готовить «издание
второе, улучшенное» с номером 2001 и так далее - в общем, получается
уже почти ежегодник по вашей специальности. А если вы войдете во
вкус и вам
захочется обновлять информацию чаще, то знайте - ваш путь ведет
в Интернет, к собственному специализированному сайту. Впрочем, это
уже совсем другая история...
А что еще может быть на компакт-диске?
Думаю, следует сказать и об еще одной привлекательной возможности
размещения информации на компакт-дисках. Любому автору, самостоятельно
подготовившему на компьютере научно-техническую книгу к печати,
начинает казаться, что, записав текст на лазерный диск, он легко
превратит свою книгу в мультимедийное издание. Это не так, и с
подобными иллюзиями лучше расстаться сразу. Технология современного
мультимедиа-CD достаточно сложна, а уровень ожидания потенциального
потребителя очень высок - на подобном диске должна быть профессиональная
анимация, видеофрагменты, продуманное музыкальное оформление и т.д.
- то есть разработкой такого диска должны заниматься
профессионалы. А вот концепция и сценарий диска с научно-технической
тематикой - это дело специалиста именно в представленной области
науки и техники.
При этом есть одна область в мультимедийных изданиях, на которую
надо обратить свое внимание в любом случае, - это обучающие CD.
Сейчас «обучалки» сосредоточены на иностранных языках и нескольких
школьных предметах - просто в силу того, что эта тематика востребована
всегда и имеет большую аудиторию. Однако ясно, что следующим шагом
должно стать освоение рынка вузовских технических дисциплин - особенно
в связи с тем, что издание «бумажных» институтских учебников находится
в полном упадке: достаточно заглянуть в любой книжный магазин, чтобы
убедиться в этом.
К рынку общетехнических учебников примыкает и рынок учебников по
специальным техническим дисциплинам. Здесь выпуск мультимедиа-пособий
не менее перспективен - ведь в них будут заинтересованы не только
вузы, но и предприятия, которые стремятся к повышению квалификации
своих работников: куда проще и дешевле организовать
обучение на своей собственной базе, используя набор интерактивных
обучающих CD, чем посылать сотрудников «на курсы» куда-нибудь в
столицу.
Вот об этом последнем, достаточно узкоспециализированном секторе
обучающих CD-ROM, имеет смысл задуматься всем авторам научно-технических
книг, особенно тем, кто уверен в своей высокой квалификации (а иначе
зачем браться за книгу?) и (или) значимости своих результатов. Ну
и если вы способны обеспечить квалифицированный перевод содержания
диска на английский язык (или, например, можете попросить своего
зарубежного коллегу о том, чтобы он отредактировал ваш перевод -
в обмен, скажем, на повышенное внимание в материале к его собственным
работам), то перед вами будет открыт не только российский, но и
мировой рынок...
Разумеется, в достоинствах вашего сценария вы должны убедить и компанию,
которая занимается разработкой мультимедийных продуктов, - ведь
это должен быть ваш совместный проект, поскольку вряд ли автор научно-технической
книги способен сам оплатить весь производственный цикл выпуска обучающего
компакт-диска.
Жаль, что в этой области я пока не могу поделиться с читателями
практическим опытом, но очень верю в перспективность рынка CD, обучающих
техническим дисциплинам. Для своей узкопрофессиональной области
- техника чистых помещений - я уже продумал структуру и содержание
целой серии компакт-дисков, ориентированных на мировой и российский
рынки. Сейчас занят поиском компании-партнера, готовой рискнуть
сравнительно небольшими начальными вложениями - с перспективой стать
лидером на мировом рынке обучения cleanroom technology - методам
создания чистой технологической среды.
Я твердо уверен, что описанные выше формы, с помощью которых современный
сотрудник НИИ, КБ или вуза, автор учебника или научной монографии,
используя компьютер, может поделиться своим опытом или помочь кому-либо
освоить новую область знаний, далеко не единственные. Приглашаю
всех желающих на свой личный (но чисто профессиональный)
сайт http://cleanrooms.euro.ru
. Было бы очень интересно обсудить - по e-mail или на страницах
«ДК» - и другие возможности распространения научно-технических знаний
с помощью компьютеров, давно уже ставших обязательным инструментом
информационного обмена.